История для семилетнего человека
Saturday, March 9th, 2013 12:37 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
Для ребенка интересна была бы другая история.
Что должен знать по истории семилетний человек? Пока историки спорят об отличиях формационного подхода от цивилизационного, попытаемся дать простой и очевидный ответ на вопрос: в первую очередь, это история своей семьи.
История своей маленькой жизни: первые воспоминания, самые запомнившиеся события... историческое время становится чем-то близким и осязаемым.
История семьи: родителей, бабушек и дедушек; даты их рождения, степени родства, семейные легенды, фотографии, рассказы о том, какой была жизнь, когда им было семь лет… Пространство истории расширяется: от собственной биографии – к истории семьи, рода.
История места, где ты родился: что здесь было 20, 50, 100 лет назад…
С этого стоило бы начинать – а не с египетских пирамид. Понимание, что твое существование каким-то образом соотносится с жизнью других людей, чувство причастности и общности – укорененности - то, чего действительно не хватает современному человеку.
Итак, первый год изучения истории в нашей школе (второй класс) – это курс «Живая история»
***
В нашей школе каждый учитель сам делает программу своего курса. Иногда даже - советуясь с детьми. Поэтому нет «утвержденной программы». Далее – только предложения по поводу истории в начальной школе. Точнее – части этого курса, который называется УСТНАЯ (ЖИВАЯ) ИСТОРИЯ.
История моей жизни. Мне семь лет. Какие события произошли в течение моей жизни? Когда я сделал первые шаги, произнес первые слова? Когда родился братик или сестренка? Или семья переехала на новую квартиру? Или в доме появился зверь: собака, кошка… К какому возрасту относятся мои первые воспоминания? Когда мне подарили мои любимые игрушки? Когда я прочитал первую книжку?
Дать почувствовать, что время – конкретно-осязаемая вещь. Год, месяц, день… Нарисовать «прямую времени» собственной жизни, обозначить на ней «главные вехи». Конечно, расспросить родителей о своем детстве, принести фотографии. История Себя – возможно, это первый шаг к пониманию истории.
Моя семья. Родители, братья-сестры, тети-дяди, бабушки- дедушки, пра-… Как кого зовут (иногда первоклассники не знают отчества родителей). Степени родства. Даты рождения, годы жизни. Фотографии родственников. Кто где живет. С кем виделся, а с кем – нет. Глубина исторической памяти: знаешь ли имена прабабушки и прадедушки? А до какого поколения помнят в семье предков? Где жили они и чем занимались?
Логично нарисовать «древо семьи», подписать имена…
Когда моим родителям было семь лет… Какой была тогда школа? Где учились родители? Большая ли была школа, сколько учеников в классе? Строгие ли были учителя? Дисциплина? С кем дружили? Кто такие октябрята и пионеры? Любили ли родители школу? Хотели бы они снова стать маленькими и пойти в первый класс?
Хорошо бы посмотреть семейный альбом, найти фотографии. Может, сохранились почетные грамоты, дневники, другие предметы «пионерского детства» родителей.
Когда моей бабушке (дедушке) было семь лет – а тогда какой была школа? Те же вопросы, что и для родителей.
Ребенок может сравнить эти два рассказа, задуматься о том, что в истории всё понемножку меняется. Выслушав одноклассников, он сможет попытаться увидеть какие-то общие черты в рассказах о школе родителей, бабушек и дедушек.
Вещи с историей. Дома у каждого есть особые вещи. Попросить родителей рассказать об этих «реликвиях». Когда они появились в доме? Почему эти вещи особенно дороги? С какими событиями жизни семьи они связаны?
Оказывается, предметы, которые окружают ребенка - не просто предметы обихода. Они «помнят» историю семьи и людей, которых уже нет среди нас.
Не стоит просить выносить из дома «вещи с историей», но можно сфотографировать их. Сделать фотовыставку с подписями, объясняющими ценность каждого экспоната.
Память о войне. В каждой семье есть человек, прошедший Великую Отечественную. Если он дожил до наших дней – взять интервью, расспросить, попросить показать письма и фотографии. Когда призвали на фронт? Сколько было лет? Где воевал? Самые сильные воспоминания; истории, врезавшиеся в память…
Если эти люди не дожили до наших дней – попросить рассказать родителей. Что знают они? Что им рассказывали о войне? Сохранились ли письма, фотографии?
О том, как пропадали люди. И почти в каждой семье есть человек, прошедший террор тридцатых-пятидесятых годов. Раскулаченные, переселенцы, враги народа и члены семей…
Об этом рассказывают неохотно: не всегда знают о своих репрессированных родственниках и не всегда хотят говорить. Поэтому, особенно важно, чтобы дети услышали эти истории, сохранили память о «исчезнувших родственниках».
Повседневная жизнь. Техника, которая изменила жизнь. Как раньше обходились без привычных вещей: стиральной машины, пылесоса, компьютера. Как жили в доме «без удобств»: без воды, канализации, центрального отопления, может быть – без света.
Как стирали белье? Обогревали дом? Готовили пищу?
Когда появились эти предметы в доме? Как они изменили нашу жизнь?
На привычные вещи ребенок может посмотреть другими глазами – оказывается, многие «удобства» появились не так уж давно.
Повседневная жизнь: одежда, квартира, еда.
В каком доме (квартире) прошло детство родителей (прародителей). Была ли это отдельная или коммунальная квартира? Была ли у ребенка отдельная комната? Как была устроена жизнь в коммунальной квартире? Сохранились ли какие-то фотографии того времени?
Одежда: что носили родители (бабушки и дедушки), когда были молодыми? Что было тогда в моде? Где покупали одежду (или шили сами)? Какие прически были в моде?
Еда: что было обычно на столе и в холодильнике? Сложно ли было «достать» продукты? Что такое «очередь»? Часто ли ходили в кафе и рестораны? Как накрывали стол на праздники и к приходу гостей? Другими словами, отличалась ли «практика еды» двадцать-сорок лет назад от современной?
Одна из самых интересных тем. Важно не просто изучить «историю моды», а понять, как всё это было связано, и как через одежду и питание проявлялись особенности эпохи. Тогда будет понятно, почему комсомольцы боролись с длинноволосыми хиппи, почему советские люди не особенно ходили в кафе, и почему в туалетах коммунальных квартир было подчас несколько патронов для лампочек – по числу жильцов квартиры.
Во что верили?
Кто такие «пионеры»? Как принимали в эту организацию? Каким должен был быть настоящий пионер?
Что такое «коммунизм»? Когда он наступит? Верили ли в его возможность?
Выезжали ли за границу? Что думали о жизни людей в других странах?
Любили ли свою работу? Хорошей ли была зарплата?
Ходили ли в церковь?
Какие фильмы смотрели, музыку слушали, книги читали?
Попытка анализа «коммунистического мифа»: как еще верили и принимали, но уже сомневались и иронизировали. Конечно, ребенок не разберется во всех тонкостях коммунистической веры, но почувствует, может быть, сложность и противоречивость той жизни.